http://www.free-inform.ru/pepelaz/pepelaz-14.htmВелюров обнаружил, что перегородки, которые применялись в ЖРД "F-1", на самом деле не применялись в ЖРД" Н-1":
"Волшебники «Изумрудного города»
Как известно, самовнушение, гипноз и т.н. «волшебная сила искусства» позволяют нам видеть то, чего нет на самом деле. В известной сказке обладатели «волшебных очков» видели город весь в изумрудах, тогда как без очков ничего подобного не наблюдалось...
Не будем далеко ходить за примерами: так называемые самолеты-невидимки, выполненные по технологии «стелс», вовсе не невидимки, а строго говоря – это объекты пониженной заметности в узком диапазоне частот локации, обычно – в популярных сантиметровых диапазонах современных западных РЛС. Напротив, для устаревших советских РЛС дециметрового и метрового диапазонов они вполне себе заметны. И более того, – их успешно сбивали в небе над Югославией. А мужики-то не знали, что имеют дело с «невидимками»...
Похожая история приключилась с героем нашего романа – американским лунным чудо-двигателем F-1.
Как водится, после очередной моей публикации, набежали стаи критиков и пытались учинить мне разнос, аргументируя следующим: дескать, в конструкции смесительной головки F-1 применялись чудодейственные лепестковые перегородки, которые и гасили колебания и придали процессу горения в камере F-1 некую суперустойчивость.
В качестве иллюстрации, приведу следующие фото и рисунки:
Схема сборки камеры сгорания F-1[18]
Красным – отмечена форсуночная головка (инжектор)
На фото – рабочий инжектор, поднятый со дна океана
При этом идет ссылка на положительный опыт борьбы с ВЧ неустойчивостями в камере вышеупомянутого ЖРД Н-1[7]
На рисунках из технической документации[7] на ракету Сатурн-1Б приведена схема форсуночной головки с перегородками.
В самом деле, на некоторых американских смесительных головках (инжекторах) камер ЖРД применялись те самые лепестковые антипульсационные перегородки, как показано на рисунке выше.
Но только вышла ошибочка: не на двигателе Н-1 вспомогательной лунной ракеты «Сатурн-1Б», а на другой, не менее известной, ракете серии «Атлас» на двигателе очень похожих размеров и тяги – LR-89."
Какая неожиданность!
Не нужно никаких перегородок, для борьбы с ВЧ неустойчивостями. Напрасно "применялись чудодейственные лепестковые перегородки, которые и гасили колебания и придали процессу горения в камере F-1 некую суперустойчивость".
Мне же стало любопытным разыскать снимок именно того самого двигателя Н-1, на который ссылаются американские сказочники.
Нет ничего сложного. Гугл - в помощь! В недрах всемирной паутины нашелся Н-1, разрезанный для удобства разглядывания[18]:
Расположение навесных агрегатов, а также характерный кольцевой коллектор турбинных газов не оставляют сомнений -
перед нами тот самый двигатель Н-1 (музей города Хатчинсон, штат Канзас)
Уже по этой фотографии меня начали терзать смутные сомнения: через прорезь видно, что головка камеры плоская!
Заглянем этому зверю под хвост поближе:
Тот же Н-1 но другой ракурс
Головка камеры Н-1 крупным планом
Заметьте – никаких перегородок!
Если взыскательный читатель упрекнет меня, мол, это единичный экземпляр, исключение из правила, то тогда извольте:
Двигатель Н-1 в музее города Хантсвилл[18]
К чему это все я? Да все к тому, что никакого такого особенного эффекта на работу ЖРД перегородки не оказывают.
Как оказалось, в 60-70-е годы в США параллельно выпускали различные серии ЖРД примерно похожих габаритных размеров и величин тяги, но у одних перегородки были, у других – не было. Диаметр камеры сгорания обоих – примерно 52 см. Работали и те, и другие.
Это значит, что вклад перегородок был не критичен, и вполне двигатель мог работать и так, без них.
Более того, советский опыт также показал, что мощные ЖРД (с диаметром камеры до 48 см) вполне можно построить и безо всяких антипульсационных перегородок.
Однажды мне довелось читать весьма занятную информацию, которая сводилась к следующему: так называемые антипульсационные перегородки – почти бесполезное псевдоизобретение, тщательно залегендированное и подброшенное в СССР примерно в начале 70-х годов, когда в США активно началась проработка перспективного ЖРД SSME для проекта «Спейс Шаттл».
Поскольку после 1976 года в СССР было дано директивное указание слепо копировать американский челнок невзирая на здравый смысл, то были скопированы как оригинальные технические решения, так и полностью бесполезные, например, те самые перегородки.
Высказывалось предположение, что сами американцы какое-то время верили в «чудодейственность» перегородок, пока не выявили их полную бесполезность при доводке двигателя для космического челнока.
Вернее сказать, перегородки были чистейшим шаманством да и только.
В свою очередь, в СССР эти перегородки аки кукурузу или картошку внедрял волюнтаристским путем лично академик Глушко, чей авторитет был непререкаемый, поэтому глупых вопросов никто и не задавал.
Доводка РД-170 до кондиции была долгой и мучительной, поэтому нет ничего удивительного, что Валентин Петрович не отказался от услуг банального шаманства, блага вреда от него тоже никакого.
«А вдруг поможет!» – как говорят больные гриппом, глотая пригоршню таблеток, все подряд.
Более того, в погоне за новым финансированием и учеными степенями, эти пресловутые перегородки начали ставить куда ни попадя, даже на старый добрый допотопный РД-107, который на протяжении десятилетий чудесно работал на плоской головке.
Ан нет! Поднялась рука... "
Еще один американский миф рухнул!