Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: Чт мар 28, 2024 7:56 pm



Ответить на тему  [ Сообщений: 77 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 Стыковка возле Луны 
Автор Сообщение
Site Admin
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Вс апр 10, 2011 5:55 pm
Сообщений: 2875
Сообщение Стыковка возле Луны
По просьбе читателей предлагаю обсудить важный этап лунной миссии - стыковку на окололунной орбите.


Пн апр 09, 2012 11:16 am
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Пт фев 17, 2012 6:41 pm
Сообщений: 5266
Сообщение Re: Стыковка возле Луны
Предлагаю создать тему "Стыковка возле Луны"

Как это им удалось без предварительных "траекторных измерений" свести в точку встречи с совпадением линейных скоростей лунный и командный модуль, не имея параметров орбиты, не имея координат посадки лунного модуля, но имея в активе только 5-ти разрядный двоичный калькулятор, радар-дальномер (вероятно не доплеровский) с широким лепестком и оптический угломер.

И при том управление взлетной ступенью исключительно ручное в реальном времени (траектория тангажа) и неочевидными правилами механики- "притормозить что бы догнать"


Пн апр 09, 2012 12:36 pm
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Пт фев 17, 2012 6:41 pm
Сообщений: 5266
Сообщение Re: Стыковка возле Луны
Для траекторных измерений критическим является соотношение между измеряемым расстоянием до КА и измерительной базой (измерительный треугольтник)

Для спутников Земли все очень просто, базой является земной шар, а высота над повехностью земли на порядок меньше измерительной базы

Средний радиус Земли 6 371 км

Станция Мир
Апогей: 393 км
Перигей: 385 км

Станция МКС
Перигей : 337—344 км
Апогей: 341—351 км

Типичные параметры опорной орбиты, на примере космического корабля «Союз-ТМА» составляют:
Минимальная высота над уровнем Земли (в перигее) — 193 км,
Максимальная высота над уровнем Земли (в апогее) — 220 км,

=========

Теперь смотрим на тракторные измерения объекта, который движется вокруг центра масс Луны, смотря на него с Земли

Среднее расстояние между центрами Земли и Луны — 384 467 км

А измерительная база остается той же- размер Земли

=========

Теперь пытаемся понять, каким способом могли мерять траекторию Апполона на орбите Луны и посадочного модуля на поверхности.

Простейший вариант- это оптический, навешиваем мощный стробоскоп-мигалку и смотрим с помошью оптического телескопа. Но такой мигалки не было, значит оптические измерения не выполнялись

Уголковых отражателей как оптических, так и радиолокационных тоже не было, активная локация отпадает.

Остается пассивная локация, на КА стоит стабильный передатчик, а на Земле отслеживают фазу сигнала (GPS наоборот, в GPS идет слежение за фазой сигналов со стабильной частотой с каждого спутника- фазовые дальности 10 см и кодовые дальности 10 метров).
Но такого передатчика на посадочном модуле точно нет.

Все траекторные измерения нужно привязывать к центру масс Луны, в том числе и точку посадки лунного молуля, который перестал быть траекторным. Центр масс Луны с Земли неизвестен.

=================

Дальше задача свести в точку пространства два объекта с равенством линейных скоростей, когда ни точка старта лунного модуля, ни параметры орбиты (6 параметров) командного (орбитального) модуля не известны и синхронизация времени на двух аппаратах отсутствует.

Взлетная ступень запускается... тумблером без никакой привязки во времени. При этом командный модуль на орбите Луны еще не подлетел и вероятно находится за горизонтом.

Тяга двигателя взлетного двигателя с вытеснительной системой подачи топлива не регулируется и не прогнозируется. Скорость определяется интеграторами ускорения. И еще они предусматривали взлетать при отказе инерциальной системы навигации (отсутствие нормали).

Для влетной траектории нужен закон изменения тангажа. Сначала взлетаем вертикально, потом заваливаем к горизонту для набора круговой орбитальной скорости. Этот закон тангажа реализуется "ручками", особенно при отказе инерциальной (на гироскопах) системы управления. Хочу понять как они собирались управляться по тангажу при потере нормали ?

==========

AGC командного модуля был основным вычислительным средством системы навигации и управления, а AGC лунного модуля работал со своей собственной системой управления, навигации и контроля, называвшейся PGNCS (Primary Guidance, Navigation and Control System).

Аварийная система наведения (Abort Guidance System, AGS), расположенная на борту лунного модуля на случай отказа PGNCS. AGS могла быть использована для взлёта с поверхности Луны и стыковки с командным модулем, но не для посадки.

==========

А теперь все это накладываем на ограниченный ресурс топлива на обоих аппаратах.

Теперь пытаемся состыковаться используя "телескоп" (в нашем понимании это больше теодолит, тахеометр-угломер) при отсутствии оптических маяков на обоих аппаратах и их радар-дальномер с широким лепеском (непонятно, радар доплеровский с измерением скорости сближения или нет).

Из вычислительной мощности имеем 5-ти разрядный чистА двоичный кальнулятор с базовой производительностью 80 тыс команд в секунду и никакой вещественной арифметики.

С помошью калькулятор без вещественной арифметики нужно считать нелинейные дифференциальные уравнения движения двух тел переменной массы под действием работы двигателей по неизвестным орбитам ?

=========

Проводя аналогию: Не хватило топлива на стыковку с орбитальной станцией - отменили стыковку и пошли на досрочную посадку на Землю. Что возле Луны невозможно...

Все это мне напоминает анекдот: Самые большие оптимисты- это евреи... Они не знают каким оно выростет, но уже обрезают...

=========

Собственно вопрос это ветки:
1. Предположим взлетели
2. Предположим долетели до Луны
3. Предположим вышли на какую-то орбиту вокруг Луны (параметры орбиты неизвестны)
4. Лунный модуль прилунился (точка прилунения неизвестна)...
5. Потоптались в лунной пыли, напрыгались и нафоткались...
6. Включили тумблер запуска двигателя взлетной лунной ступени....

... А что дальше ?

==========

Справочно: в советском пректе Н1-ЛК до решения стыковки на орбите Луны дело не дошло и...
Все время пытались реализовать однокорабельную посадку/взлет (но не хватало массы топлива на взлет + набор второй космической скорости Луны).

Тогда непонятно, почему они посадочный аппарат не оставили на орбите Земли, подлетели, пересели, пошли на посадку (что бы не сажать и не взлетать с посадочной телозащитой с Луны), а стыковка возле земли реальна и посадочный модуль мог быть активным на своем запасе топлива.

Так что стыковка взлетного лунного модуля с возвращаемым кораблем не была отработана у обоих конкурентов (наши мечтали об автоматическом взлете с луны и автоматической стыковкой с орбитальным модулем)

В описании советского Лунного Корабля я не нашел внятного планирования стыковки
http://www.epizodsspace.narod.ru/bibl/f ... l-fil.html

===========

По взлету лунного модуля смотрим последний абзац
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/raketostr3/2-4.html

И аварийная система управления
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/raketostr3/2-5.html

Хочуть понять, как этим способен управлять человек в реальном времени ?


Пн апр 09, 2012 2:04 pm
Профиль

Зарегистрирован: Пт апр 22, 2011 1:27 pm
Сообщений: 185
Сообщение Re: Стыковка возле Луны
Хорошую вы тему подняли... :?:

С Земли вычислять орбиту - явно гиблое дело... Разрешение метода - слабое. С земли можно, пожалуй, точно определить момент вылета с противоположной стороны луны и давть команду на "старт" (синхронизироваться за несколько витков) .... разрешение по времени - практически любое .... микросекунды.

А вот направление облёта - большой вопрос.
Как вариант, Направление облёта могла бы задать - плоскость вращения Луны вокруг Земли. С какой точностью можно определить? ... Человек тут ошибётся градусов на 20 - без проблем. Направление склонения после старта должна определять автоматика - однозначно. Предварительно автоматика должна принять параметры орбиты, а так же параметры состоявшегося прилунения :smile:

Жаль, что на ЛМ не было Фазированной антенной решётки ..... :-?
Как рассчитать параболическую антенну? На предмет Площадь - ширина диаграммы? (теоретеческие)
(на ЛМ вроде бы видел антенну сантиметров 50 в диаметре ..... это конечно-же слону дробина ..... А вот какая она должна быть??? ..... с диаграммой, хотя бы 1 градус...)

Какова должна мощность излучателя чтобы достоверно радарить объект (расстояния не маленькие)? .... Отсюда вопрос - откуда энергия на такое дело?

На первый взгляд - посыл абсолютно доказуем.
Браво!

ЗЫ:
А про положение ЛМ, определяемое по акселерометру - вы откуда знаете (надеюсь это абсолютно достоверно)? ... Ошибка такого метода - пропорциональна квадрату времени :idea: О чём тогда тут вообще говорить 10 секунд работы двигателя = рост погрешности измерения расстояния 100 раз ....... :D


Пн апр 09, 2012 3:28 pm
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Пт фев 17, 2012 6:41 pm
Сообщений: 5266
Сообщение Re: Стыковка возле Луны
Гвость писал(а):

С Земли вычислять орбиту - явно гиблое дело... Разрешение метода - слабое.

Как рассчитать параболическую антенну? На предмет Площадь - ширина диаграммы? (теоретеческие)
(на ЛМ вроде бы видел антенну сантиметров 50 в диаметре ..... это конечно-же слону дробина ..... А вот какая она должна быть??? ..... с диаграммой, хотя бы 1 градус...)


Цитата:
Разрешающая способность Радиотелескоп (в радианах) q » l/D, где l — длина волны, D — линейный размер апертуры антенны. Крупнейшие зеркальные антенны (диаметром до 100 м на сантиметровых волнах) обладают разрешением около 1", сравнимым с разрешением невооружённого глаза.


Угловая секунда на расстоянии Луны соответствует 2 км, но 100 метровую тарелку радиотелескопа еще нужно заставить сканировать пространство для выделения максимума сигнала (который выделяется плохо). Если оценить время обращения лунатника 100 минут, то с какой скоростью должен сканировать радиотелескоп ?

Практически все пеленгаторы и радиокомпасы работают с минимумом сигнала (ребро рамочной антенны) на достаточно длинных волнах с точностью градусы. На СВЧ с пеленгацией плохо за счет переотражений.

Собственно для определения трехмерных параметров орбиты одного радиотелескопа мало, нужна еще дальность. А на Апполоне нет радиоответчиков.


Пн апр 09, 2012 5:17 pm
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Пт фев 17, 2012 6:41 pm
Сообщений: 5266
Сообщение Re: Стыковка возле Луны
Гвость писал(а):
А про положение ЛМ, определяемое по акселерометру - вы откуда знаете (надеюсь это абсолютно достоверно)? ... Ошибка такого метода - пропорциональна квадрату времени :idea: О чём тогда тут вообще говорить 10 секунд работы двигателя = рост погрешности измерения расстояния 100 раз ....... :D


С акселерометром хорошо до тех пор, пока нет вибраций.
С появлением паразитной вибрации с акселерометром становится плохо (появляются нелинейные эффекты, которые интегрируются в неопределенную константу интегрирования, которая зависит от направления вибрации относительно направления акселерометра).


Пн апр 09, 2012 5:20 pm
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Пн апр 11, 2011 1:30 am
Сообщений: 529
Сообщение Re: Стыковка возле Луны
А меня вот что интересует. Орбита КМ имела наклонение к лунному экватору. ЛМ отделяется и совершает посадку. Находятся там несколько дней. За это время Луна поворачивается вокруг своей оси на значительный угол и место посадки уходит из плоскости орбиты КМ. Чтобы ЛМ попал в плоскость орбиты КМ нужно для старта подождать пока Луна довернётся до нужного градуса, а она делает это неспешно. В общем случае стартовать можно раз в 2 недели. Так делают на Земле, но Земля вращается в 28 раз быстрее и окна наступают много чаще. Если же на Луне стартовать в неподходящий момент, то на исправление плоскостей орбит уйдёт много горючки и времени. А по легенде они стыковались за 1,5 оборота.
Где в моих рассуждениях ошибка?
В отчёте миссии Аполлон-15 мне не удалось найти наклонение орбиты при выходе на орбиту Луны. Слово inclination встречается в отчёте всего 3 раза: один раз как описание термина и 2 раза при запуске сабсателлайта, всё. Они прилунились на 26град сев.широты. Значит наклонение орбиты не может быть меньше.

Вот единственное место про выравнивание плоскостей орбит:
Цитата:
After lunar module separation, a circularization maneuver was performed placing the command and service module in a 65.2-by-51.8 miles orbit. The command and service module remained in this orbit until about 6 hours prior to scheduled lunar module ascent when a 3-degree plane change maneuver was made so that the orbital plane of both vehicles would be coincident at the time of lift-off.

Т.е за 3 дня нахождения на поверхности плоскость орбиты изменилась всего на 3 градуса? За 3 дня на поверхности Луна повернулась на 38,5 град.


Пн апр 09, 2012 11:43 pm
Профиль WWW

Зарегистрирован: Пт апр 22, 2011 1:27 pm
Сообщений: 185
Сообщение Re: Стыковка возле Луны
В общем, резюмируя всё выше сказанное, стыковка на орбите Луны - дело о-очень даже непростое.

Требует однозначных, испытаний и тренировок. Натурных.
Я уверен те проблемы, которые озвучены в ветке - вполне предсказуемы до тестирования системы (хотя здесь уже 100% несовместимость с "осуществившимися миссиями"). Большинство вопросов и подводных камней возникнет на испытаниях.


Вт апр 10, 2012 6:00 am
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Пт фев 17, 2012 6:41 pm
Сообщений: 5266
Сообщение Re: Стыковка возле Луны
BigPhil писал(а):
А меня вот что интересует. Орбита КМ имела наклонение к лунному экватору. ЛМ отделяется и совершает посадку. Находятся там несколько дней. За это время Луна поворачивается вокруг своей оси на значительный угол и место посадки уходит из плоскости орбиты КМ. Чтобы ЛМ попал в плоскость орбиты КМ нужно для старта подождать пока Луна довернётся до нужного градуса, а она делает это неспешно. В общем случае стартовать можно раз в 2 недели. Так делают на Земле, но Земля вращается в 28 раз быстрее и окна наступают много чаще. Если же на Луне стартовать в неподходящий момент, то на исправление плоскостей орбит уйдёт много горючки и времени. А по легенде они стыковались за 1,5 оборота.
Где в моих рассуждениях ошибка?
В отчёте миссии Аполлон-15 мне не удалось найти наклонение орбиты при выходе на орбиту Луны. Слово inclination встречается в отчёте всего 3 раза: один раз как описание термина и 2 раза при запуске сабсателлайта, всё. Они прилунились на 26град сев.широты. Значит наклонение орбиты не может быть меньше.

Вот единственное место про выравнивание плоскостей орбит:
Цитата:
After lunar module separation, a circularization maneuver was performed placing the command and service module in a 65.2-by-51.8 miles orbit. The command and service module remained in this orbit until about 6 hours prior to scheduled lunar module ascent when a 3-degree plane change maneuver was made so that the orbital plane of both vehicles would be coincident at the time of lift-off.

Т.е за 3 дня нахождения на поверхности плоскость орбиты изменилась всего на 3 градуса? За 3 дня на поверхности Луна повернулась на 38,5 град.


Смотрим картинку схем посадки

Изображение

Можно считать, что А-11, А-12 и А-14 декларированно садились на лунном экваторе для нулевого наклонения орбиты. Эти три миссии правдоподобны в смысле наклона орбиты и последующего совмещения орбит при стыковке взад.

Но для миссий А-15, А-16, А-17 нулевое наклонение орбиты не получается, потому как посадочному модулю нужно было бы делать боковой маневр при посадке и изменение стартового наклонения орбиты при взлете (а а это топливо как минимум и пространственный маневр с не определенными параметрами).
Боковой маневр не прописан в программе полета, прилетели и... сели....
Потоптались... и взлетели...
Взлетели... и каждый раз с первого раза успешно состыковались.

При этом лунный модуль- это не зенитная ракета, которая должна совместиться с целью, имея существенно большую скорость на траектории преследования, тут нужно уравнять три координаты и три линейных скорости в пространстве.

Вернулись к исходному вопросу КАК ЭТО ИМ УДАЛОСЬ (в отчетах процедура взлета не описывается).

Например, меня озадачивает А-12
Цитата:
Лунный модуль прилунился примерно в двухстах метрах от космического аппарата Сервейер-3


На момент начала торможения точка посадки не видна (орбитальная скорость, она же первая лунная космическая - 1,7 км/сек, за 100 секунд посадки место посадки находилось за сотню километров и визуально не наблюдалось. Никаких средств технического наведения на радиомаяк Сервейера (даже если маяк был) не предусмотрено, все делалось "шаловливыми ручками".

Так что без траекторных измерений никак не получится,а их в плане полетов как-то и нет. А траекторные измерения нужны, потому как долговременная стабильность гироскопов- градусы.

С одним угломером "телескопом" для вращающегося КК для теплового режима с астронавигацией плохо- для фиксации в пространстве нужно одновременно захватить две сильно разнесенных звезды, а одним угломером с вращающейся платформы это проблематично. Так что локально-бортовая астронавигация сомнительна в своей работоспособности для калибровки инерциальной системы стабилизации...

Вернулись к исходному вопросу темы: ТРАЕКТОРНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ПРИ МАНЕВРАХ ВОЗЛЕ ЛУНЫ и их точность (если таки измерения вообщее были)...


Вт апр 10, 2012 6:22 am
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Пт фев 17, 2012 6:41 pm
Сообщений: 5266
Сообщение Re: Стыковка возле Луны
Гвость писал(а):
В общем, резюмируя всё выше сказанное, стыковка на орбите Луны - дело о-очень даже непростое.

Требует однозначных, испытаний и тренировок. Натурных.
Я уверен те проблемы, которые озвучены в ветке - вполне предсказуемы до тестирования системы (хотя здесь уже 100% несовместимость с "осуществившимися миссиями"). Большинство вопросов и подводных камней возникнет на испытаниях.


Дело даже не в тренеровках, дело в организации проекта.

Мои выкладки позволяют предположить, что миссии были как максимум "облетными" с наземными траекторными измерениями (с соответвествующей неточностью), потому как для гравитационного маневра вокруг Луны точности +/- 100 км достаточно, а чем ближе к Земле, тем точнее измерения для "окна входа" в атмосферу.

Но для сохранения сроков миссии, они должны были притормозить и висеть над Землей лишние дни на круговой орбите ожидания, с которой уже идти на посадку (тут и скорости другие и подготовка трактории посадки другая) вместо попадания с единственной попытки в 10-ти километровое "посадочное окно"...

А еще проще было пересидеть всю миссию на круговой орбите и не летать в сторону Луны...

А еще проще... было совсем не летать...

=========

В качестве примера
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%8E%D0%B7-3
когда профессиональный летчик-штурмовик Береговой многократно пытался сблизиться в ручном режиме для стыковки... с субъективной потерей пространственной ориентации. При этом соосность обоих аппаратов поддерживалась автоматически


Вт апр 10, 2012 6:41 am
Профиль

Зарегистрирован: Вт сен 20, 2011 10:30 pm
Сообщений: 181
Откуда: Киев
Сообщение Re: Стыковка возле Луны
Нашел две схемы стыковки у Луны (в чем-то различающиеся).

Где я нашел эту схему - не помню (видимо, где-то в Интернете):

Изображение

Увеличенный фрагмент:

Изображение

В какой-то мере логично: старт с Луны до требуемой высоты.
А вот схема в БСЭ 3-ье изд. том. 2:

Изображение

Тут почему-то вариант длительной работы двигателя с очень медленным набором высоты.


Вт апр 10, 2012 7:21 am
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Пт фев 17, 2012 6:41 pm
Сообщений: 5266
Сообщение Re: Стыковка возле Луны
Возня вокруг первых советских стыковок в воспоминаниях Феоктистова (руководителя проекта "Союз"), в прошлом баллистика.
http://www.astronaut.ru/bookcase/books/ ... ext/06.htm

По идее американы должны были пройти аналогичную разработку системы стыковки.

Но это оказалось не так.
Если у наших стыковка предполагалась автоматической (как основная) и ручной (резервной) в случае частичного отказа системы.
У американов, наоборот, ручной режим- основной, а полностью автоматичской стыковки вообще не предусматривалось.

Так что в стыковку у американов закладывался "человечский фактор" ошибок при ограниченном запасе топлива. А после исчерпания запаса топлива им оставалось только петь патриотические песТни в ожидании исчерпания уже запасов кислорода...


Вт апр 10, 2012 8:05 am
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Пт фев 17, 2012 6:41 pm
Сообщений: 5266
Сообщение Re: Стыковка возле Луны
Закорецкий писал(а):
Тут почему-то вариант длительной работы двигателя с очень медленным набором высоты.


Это самый безсмысленный маневр (длительная работа двигателя на малой тяге с зависанием) когда топливо уходит в гравитационные потери.

Самым выгодным является старт (и посадка, как обращенная операция с точностью до изменения массы) с максимальной тягой и максимальной перегрузкой, что бы как можно быстрее набрать тангенциальную скорость и компенсировать силу гравитации центробежной силой (на старте гравитация компенсируется только вертикальной составляющей тяги, которая собственно для старта безполезна).

Потому чем больше тяга, чем больше заваливаем траекторию к горизонтали- тем эффективнее взлет (тем меньше гравитационные потери на зависание)

Возвращаясь к лунному модулю- чем задается угол наклона тяги к горизонту (тангаж), кроме как "шаловливыми ручками" астронХта ?

Собственно это закон изменения - чем больше тангенциальная скорость (горизонтальная), тем меньше радиальная (вертикальная) тяга, тем больше завален нос модуля к горизонту.
И тем меньше общий расход топлива (больше секундный расход, больше тяга, больше ускорения, но меньше время работы, при большем ускорении быстрее достигается орбитальная скорость)


Вт апр 10, 2012 8:19 am
Профиль

Зарегистрирован: Вт сен 20, 2011 10:30 pm
Сообщений: 181
Откуда: Киев
Сообщение Re: Стыковка возле Луны
Цитата:
Возвращаясь к лунному модулю- чем задается угол наклона тяги к горизонту (тангаж), кроме как "шаловливыми ручками" астронХта ?

Кстати, важный момент. Так как ЛМ садиться мог под разным углом наклона вертикали к орбите КМ+СМ, то возникает проблема выставления правильного угла старта двигателями ориентации сразу после старта. Ибо чем дальше это делать, тем больше потребуется топлива. И что? Порядок работы двигателей ориентации устанавливал астронавт "на глаз"?

Восхитительно!

Родственник мне рассказывал, что на Байконуре вертикаль "Союза" на столе выравнивали лазерными дальномерами. А на Луне чем? Один астронавт отошел в сторону и на листике фломастером прикидывал какие движки ориентации сколько секунд должны куда отработать?

Невероятно!


Вт апр 10, 2012 9:03 am
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Пт фев 17, 2012 6:41 pm
Сообщений: 5266
Сообщение Re: Стыковка возле Луны
Закорецкий писал(а):
Цитата:
Возвращаясь к лунному модулю- чем задается угол наклона тяги к горизонту (тангаж), кроме как "шаловливыми ручками" астронХта ?

Кстати, важный момент. Так как ЛМ садиться мог под разным углом наклона вертикали к орбите КМ+СМ, то возникает проблема выставления правильного угла старта двигателями ориентации сразу после старта. Ибо чем дальше это делать, тем больше потребуется топлива. И что? Порядок работы двигателей ориентации устанавливал астронавт "на глаз"?

Восхитительно!

Родственник мне рассказывал, что на Байконуре вертикаль "Союза" на столе выравнивали лазерными дальномерами. А на Луне чем? Один астронавт отошел в сторону и на листике фломастером прикидывал какие движки ориентации сколько секунд должны куда отработать?

Невероятно!


В дотехнологическую эпоху для стрельбы из гаубицы с закрытой позиции используется... пузырьковый уровень (восстановление горизонтали). Даже с лучшим успехом может использоваться отвес (грузик на веревочке).

Вот только одна проблема- они восстанавливают не направление на центр масс планеты, а только локальную гравитационную нормаль, а на Луне присутствуют масконы- зоны повышенной плотности грунта


Вт апр 10, 2012 1:03 pm
Профиль
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Ответить на тему   [ Сообщений: 77 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 29


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by STSoftware for PTF.
Русская поддержка phpBB