Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: Вт май 21, 2024 10:14 am



Ответить на тему  [ Сообщений: 644 ]  На страницу Пред.  1 ... 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 ... 43  След.
 Семейство ракет "Ангара" 
Автор Сообщение

Зарегистрирован: Вт май 10, 2011 5:13 pm
Сообщений: 3843
Сообщение Re: Семейство ракет "Ангара"
Ботан писал(а):
...в итоге получается метан = дорогой керосин :ok:. А еще есть проблемы с большей массой конструкции. Поэтому метан должен быть отжат по максимуму или его быть не должно.


"Всё с точностью до наоборот" :D :
1)Метан = дешевый керосин, поскольку СПГ вдвое дешевле керосина.
2)Судя по расчетным данным, метановые ЖРД относительно легче керосиновых. Что впрочем объясняется низкой весовой культурой керосиновых ЖРД Энергомаша.


Чт окт 16, 2014 6:15 pm
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Пн апр 11, 2011 8:46 pm
Сообщений: 148380
Откуда: Томск
Сообщение Re: Семейство ракет "Ангара"
Димка, ты объясни , что означает: "НИЗКАЯ ВЕСОВАЯ ....КУЛЬТУРА" :D
Что это за культура такая странная? :D

_________________
Большой Космический Обман США ЖЖ: http://neprohogi.livejournal.com/


Пт окт 17, 2014 5:05 pm
Профиль WWW
Site Admin
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Вс апр 10, 2011 5:55 pm
Сообщений: 2875
Сообщение Re: Семейство ракет "Ангара"
Метан будет явно не дешевле керосина. Считать нужно правильно. К цене совсем не бесплатного газа и расходов на сжмжение нужно добавить расходы на хранение, транспоримровку, потери, ...
Потом мы забываем, что на дренаж кислорода чаще всего можно забить. На дренаж метана нужно ввести массу противопожарных мероприятий, сбор и улавливание, вентиляция, датчики, наддув инертным газом двигательного и межбаковых отсеков (сгодится фреон как на Н1), ....
Дешевле не выйдет.
Что касаемо кислого газа, то это очень плохо и очень рисковано. Время развития аварии ни в какой САС не лезет. Опыт спасения на Н1 двоякий: вроде работает, но риски... И гарантий никто не даст. Поэтому пилотиремые полеты очень нуждаются в сладком газе.


Пт окт 17, 2014 8:23 pm
Профиль

Зарегистрирован: Вт май 10, 2011 5:13 pm
Сообщений: 3843
Сообщение Re: Семейство ракет "Ангара"
Велюров писал(а):
Метан будет явно не дешевле керосина. Считать нужно правильно. К цене совсем не бесплатного газа и расходов на сжмжение нужно добавить расходы на хранение, транспоримровку, потери, ...
Потом мы забываем, что на дренаж кислорода чаще всего можно забить. На дренаж метана нужно ввести массу противопожарных мероприятий, сбор и улавливание, вентиляция, датчики, наддув инертным газом двигательного и межбаковых отсеков (сгодится фреон как на Н1), ....
Дешевле не выйдет.
Что касаемо кислого газа, то это очень плохо и очень рисковано. Время развития аварии ни в какой САС не лезет. Опыт спасения на Н1 двоякий: вроде работает, но риски... И гарантий никто не даст. Поэтому пилотиремые полеты очень нуждаются в сладком газе.


Не стоит приводить в качестве доводов возражения противников водорода 50-летней давности. Все о чем Вы говорите - давным-давно решенные проблемы:
- хранение в переохлажденном виде резко уменьшает потери на испарение
- небольшие проливы метана в незамкнутых объемах неопасны, поскольку: а) метан быстро улетучивается; б) концентрационные пределы распространения пламени для метана - от 5 до 15 объемных%, а для керосина - от 1,4 до 7,4%
- противопожарные мероприятия надо проводить. что для керосиновых, что для метановых, что для водородных ракет - затраты одинаковы.
- капитальные затраты на строительство метановой инфраструктуры будут несколько больше, чем для керосиновой (все же объем почти вдвое выше и теплоизоляция нужна), но ее стоимость будет все равно "размазана" на десятки (а может, и сотни) пусков. В стоимости единичного пуска эта доля затрат будет мала.


Пт окт 17, 2014 8:56 pm
Профиль

Зарегистрирован: Чт сен 18, 2014 1:07 am
Сообщений: 263
Сообщение Re: Семейство ракет "Ангара"
Велюров писал(а):
Метан будет явно не дешевле керосина. Считать нужно правильно. К цене совсем не бесплатного газа и расходов на сжмжение нужно добавить расходы на хранение, транспоримровку, потери, ...
Потом мы забываем, что на дренаж кислорода чаще всего можно забить. На дренаж метана нужно ввести массу противопожарных мероприятий, сбор и улавливание, вентиляция, датчики, наддув инертным газом двигательного и межбаковых отсеков (сгодится фреон как на Н1), ....
Дешевле не выйдет.
Всё верно. Экплуатация метана дороже.
Но при этом я еще говорил про желание сделать метановый аналог РС-68, РД-0164.
А это значит что УИ у земли такого двигателя будет ниже чем у керосиновых движков.
И это при большем объёме баков, чем у керосиновых ракет.
И что останется в итоге, якобы надёжность при сниженом ПН - это плохое утешение, так как РД-180 надёжен.

Велюров писал(а):
Что касаемо кислого газа, то это очень плохо и очень рисковано. Время развития аварии ни в какой САС не лезет. Опыт спасения на Н1 двоякий: вроде работает, но риски... И гарантий никто не даст. Поэтому пилотиремые полеты очень нуждаются в сладком газе.
САС сейчас стала быстрей чем 50 лет назад, автоматика стала лучше.
Я не припомню ни одной аварии РД-180/191/170 которая бы приводила к взрыву, который бы разрушал головную часть ракеты. Уже сейчас надёжность РД-180 - 0.95, можно продолжать материаловедческие изыскания дальше, работать над новыми эмалями.

Советский инженер писал(а):
- хранение в переохлажденном виде резко уменьшает потери на испарение
хранение в переохлажденном виде - требует постоянной работы холодильных установок. Потери

Советский инженер писал(а):
небольшие проливы метана в незамкнутых объемах неопасны
Возможен пожар и даже взрыв воздушной смеси. минус небольшой, но минус.

Советский инженер писал(а):
- противопожарные мероприятия надо проводить. что для керосиновых, что для метановых, что для водородных ракет - затраты одинаковы.
Очевидно что это не так. Дренаж керосину не нужен.

Советский инженер писал(а):
- капитальные затраты на строительство метановой инфраструктуры будут несколько больше
Это правда.

Повторюсь, я был за метан, но только с реальной отдачей.
Если будет больший УИ у Земли чем у РД-191.
Тойже или близкой тяге у Земли, что и у РД-191.
При том же или не намного большим размером КС, что и у РД-191.


Пт окт 17, 2014 10:14 pm
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Пн апр 11, 2011 8:46 pm
Сообщений: 148380
Откуда: Томск
Сообщение Re: Семейство ракет "Ангара"
Советский инженер писал(а):

- небольшие проливы метана в незамкнутых объемах неопасны, поскольку: а) метан быстро улетучивается; б) концентрационные пределы распространения пламени для метана - от 5 до 15 объемных%, а для керосина - от 1,4 до 7,4%

ВОТ С ЭТОГО МЕСТА ДИМА ПОПОДРОБНЕЕ: "ПРОЛИВ(!!!) МЕТАНА". ТЫ УЖ ОПРЕДЕЛИСЬ ДИМКА, МЕТАН ПРОЛИВАЕТСЯ...ИЛИ УЛЕТУЧИВАЕТСЯ??? НУ ЕСТЕСТВЕННО ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ НА КОСМОДРОМЕ ОТ МИНУС 30 ДО ПЛЮС 30 ПО ЦЕЛЬСИЮ И ОБЫЧНОМ АТМОСФЕРНОМ ДАВЛЕНИИ....ПСАХИ ТЫ ТОЛЬЯТТИНСКАЯ :lol: :lol: :lol:
ДА И ПРОЦЕНТЫ...ОТ ЧЕГО ЭТО ТЫ ТАК ЗДОРОВО ПОСЧИТАЛ? :D
ДА ВОТ ЕЩЕ, ЧТО ОЗНАЧАЕТ У ТЕБЯ "НЕЗАМКНУТЫЕ ОБЪЕМЫ"... У ПСАХИ И У ВОРОНЦОВА ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ЧТО УГОДНО :lol:

_________________
Большой Космический Обман США ЖЖ: http://neprohogi.livejournal.com/


Сб окт 18, 2014 3:08 am
Профиль WWW
Site Admin
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Вс апр 10, 2011 5:55 pm
Сообщений: 2875
Сообщение Re: Семейство ракет "Ангара"
Летучесть метана - слабое утешение. Если речь идет о малой верхней ступени - еще черт с ним. Но если на старте будет супертяж с массой за тысячу тонн - одновременный дренаж чистого кислорода и чистого метана...
Я где-то читал, что сложность с "Энергией" была в том, что ракета реально стояла на старте в облаке водородо-воздушной смеси... :twisted:
Керосин имеет очень низкое давление паров при н.у. так что критическая топливо-воздушная смесь не образуется. Чего не скажешь о метане...
Два сжиженных газа - значит замкнутый дренаж на метан, никаких проливок! все проливки и избытки - назад, в трубу, и качать обратку... подавать азот на наддув межбаковых пространств и ДУ все время заправки и до контакта отрыва. Возможно, предусмотреть фреон как противопожарную меру на участке выведения.
Сложного ничего. Просто есть готовые решения на керосине. Или надо ломать голову и все переделывать. Кто это будет делать?!
Уже тогда лучше сразу на водород расчитывать - хоть будет понятен результат, ради чего столько жертв...


Сб окт 18, 2014 3:37 am
Профиль
Site Admin
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Вс апр 10, 2011 5:55 pm
Сообщений: 2875
Сообщение Re: Семейство ракет "Ангара"
Ботан писал(а):
Я не припомню ни одной аварии РД-180/191/170 которая бы приводила к взрыву, который бы разрушал головную часть ракеты. Уже сейчас надёжность РД-180 - 0.95, можно продолжать материаловедческие изыскания дальше, работать над новыми эмалями.


Было несколько аварий Зенитов, одна в 1990 году разрушила стартовую площадку №45П :twisted:
в 2007г. также взорвался двигатель РД-171...
Не счастливая ракета "Зенит" :-?


Сб окт 18, 2014 3:44 am
Профиль

Зарегистрирован: Чт сен 18, 2014 1:07 am
Сообщений: 263
Сообщение Re: Семейство ракет "Ангара"
Велюров писал(а):
Ботан писал(а):
Я не припомню ни одной аварии РД-180/191/170 которая бы приводила к взрыву, который бы разрушал головную часть ракеты. Уже сейчас надёжность РД-180 - 0.95, можно продолжать материаловедческие изыскания дальше, работать над новыми эмалями.


Было несколько аварий Зенитов, одна в 1990 году разрушила стартовую площадку №45П :twisted:
в 2007г. также взорвался двигатель РД-171...
Не счастливая ракета "Зенит" :-?

Нашёл есть видео этой аварии:
http://vk.com/video145153639_165325961
тоже самое и здесь http://www.youtube.com/watch?v=iV1Axgvo3ug
[youtube]iV1Axgvo3ug[/youtube]
просто отключения двигателей, времени предостаточно для срабатывания САС.

А в 2007-м упал морской старт, на морском старте риск всегда больше так как там провести предстартовую подготовку сложней, к тому же многие российские/советские ракеты падают по странным причинам, например падения Протона очевидно, что ракете Протон помогли упасть.

В 90-е годы всё было несчасливым для СССР, слишком много было предателей и оболваненых, сейчас предателей много, но дураков стало поменьше.


Сб окт 18, 2014 7:43 am
Профиль

Зарегистрирован: Вт май 10, 2011 5:13 pm
Сообщений: 3843
Сообщение Re: Семейство ракет "Ангара"
НеПрохожий писал(а):
Советский инженер писал(а):

- небольшие проливы метана в незамкнутых объемах неопасны, поскольку: а) метан быстро улетучивается; б) концентрационные пределы распространения пламени для метана - от 5 до 15 объемных%, а для керосина - от 1,4 до 7,4%

ВОТ С ЭТОГО МЕСТА ДИМА ПОПОДРОБНЕЕ: "ПРОЛИВ(!!!) МЕТАНА". ТЫ УЖ ОПРЕДЕЛИСЬ ДИМКА, МЕТАН ПРОЛИВАЕТСЯ...ИЛИ УЛЕТУЧИВАЕТСЯ??? НУ ЕСТЕСТВЕННО ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ НА КОСМОДРОМЕ ОТ МИНУС 30 ДО ПЛЮС 30 ПО ЦЕЛЬСИЮ И ОБЫЧНОМ АТМОСФЕРНОМ ДАВЛЕНИИ....ПСАХИ ТЫ ТОЛЬЯТТИНСКАЯ :lol: :lol: :lol:
ДА И ПРОЦЕНТЫ...ОТ ЧЕГО ЭТО ТЫ ТАК ЗДОРОВО ПОСЧИТАЛ? :D
ДА ВОТ ЕЩЕ, ЧТО ОЗНАЧАЕТ У ТЕБЯ "НЕЗАМКНУТЫЕ ОБЪЕМЫ"... У ПСАХИ И У ВОРОНЦОВА ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ЧТО УГОДНО :lol:


Ты ***, поэтому тебе разжевываю подробнее. Жидкий метан (СПГ) - это криогенная жидкость. При проливе очень быстро испаряется, а поскольку плотность газообразного метана меньше плотности воздуха, то он "улетучивается". Так понятно, "физег" ты наш недоученный. :D


Сб окт 18, 2014 9:13 am
Профиль

Зарегистрирован: Вт май 10, 2011 5:13 pm
Сообщений: 3843
Сообщение Re: Семейство ракет "Ангара"
Ботан писал(а):

Но при этом я еще говорил про желание сделать метановый аналог РС-68, РД-0164.
А это значит что УИ у земли такого двигателя будет ниже чем у керосиновых движков.


RS-68 - ЖРД открытой схемы, а РД0164 - замкнутой, т.е. ни разу не аналог.
Основной эффект в совершенство носителя вносит пустотный УИ, соответственно, тот факт, что приземный УИ чуть-чуть ниже, чем у РД-191 никакого значения практически не имеет. При этом давление в КС РД0164 на четверть ниже, чем у РД-191, пустотный УИ выше, а удельная масса ниже. Не говоря уже о более высокой надежности по причине дожигания сладкого газа.

Ботан писал(а):
И это при большем объёме баков, чем у керосиновых ракет.
И что останется в итоге, якобы надёжность при сниженом ПН - это плохое утешение, так как РД-180 надёжен.


В итоге - более высокая надежности при, как минимум, не худшей массовой отдаче.

Ботан писал(а):

Я не припомню ни одной аварии РД-180/191/170 которая бы приводила к взрыву, который бы разрушал головную часть ракеты. Уже сейчас надёжность РД-180 - 0.95, можно продолжать материаловедческие изыскания дальше, работать над новыми эмалями.


Да, при отказе РД-171 просто глохнет. Без взрыва.

Ботан писал(а):
- хранение в переохлажденном виде резко уменьшает потери на испарение хранение в переохлажденном виде - требует постоянной работы холодильных установок. Потери


В любом случае, эти потери и затраты меньше, чем при хранении кипящего СПГ.

Ботан писал(а):
Возможен пожар и даже взрыв воздушной смеси.


Для этого она должна образоваться, эта смесь. Керосин тоже с ЖК образует взрывоопасные смеси. Но с этим давно научились бороться.

Ботан писал(а):
Если будет больший УИ у Земли чем у РД-191.


А это еще зачем? Самое главное, чтобы был выше пустотный УИ при не чрезмерных потерях ХС на статическое противодавление

Ботан писал(а):
Тойже или близкой тяге у Земли, что и у РД-191. .


Странное пожелание. А что - тяга РД-191-это идеал? А если нужна тяга 40 тс или 300 тс?

Ботан писал(а):
При том же или не намного большим размером КС, что и у РД-191.


А если тяга выше, то все равно камера должна иметь те же размеры, что и РД-191? Размеры камеры РД-191- тоже стали эталоном? :D


Сб окт 18, 2014 9:27 am
Профиль

Зарегистрирован: Вт май 10, 2011 5:13 pm
Сообщений: 3843
Сообщение Re: Семейство ракет "Ангара"
Велюров писал(а):
Летучесть метана - слабое утешение. Если речь идет о малой верхней ступени - еще черт с ним. Но если на старте будет супертяж с массой за тысячу тонн - одновременный дренаж чистого кислорода и чистого метана....


Задам 2 простых вопроса:
1-й: куда при дренаже движется холодный кислород - вверх или вниз относительно точки дренирования и куда движется дренированный метан?
2-й: дренаж обязательно выполнять в атмосферу?


Велюров писал(а):
Я где-то читал, что сложность с "Энергией" была в том, что ракета реально стояла на старте в облаке водородо-воздушной смеси... :twisted:


Выкиньте этот источник. На Энергии дренаж ЖК и ЖВ осуществлялся не в атмосферу, а в соответствующие системы.


Сб окт 18, 2014 9:46 am
Профиль
Site Admin
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Вс апр 10, 2011 5:55 pm
Сообщений: 2875
Сообщение Re: Семейство ракет "Ангара"
Вы полагаете, что мне это не известно?!
Я же говорю о другом: о подлой проникающей способности водорода вылазить где угодно... :???:

Да, не все понимают: обратка в дренаж идет только до команды "хрен-минутная готовность". Далее идет разведение кабель- и заправочных мачт, отведение всех концов. И вот на этой стадии дренаж куда девать - в карман?!
Естественно, он идет в воздух...
А потом начинается вскрытие клапанов, команда зажигание... Предстартовый расход топлива на ракетах супертяжелого класса может исчисляться десятками тонн.
Еще дренаж идет из вскрытых концов на самом ЖРД...
Попросту, пока ЖРД выйдет на главную, из сопла валит мало окисленный газ, который должен догорать уже на воздухе. У американцев не случайно там стоят под хвостом блоки электроискрового ВНЕШНЕГО зажигания...

Короче, все можно, но за дополнительные деньги :ok:


Сб окт 18, 2014 11:04 pm
Профиль

Зарегистрирован: Ср янв 08, 2014 10:06 pm
Сообщений: 581
Сообщение Re: Семейство ракет "Ангара"
Советский инженер писал(а):
Ботан писал(а):

Но при этом я еще говорил про желание сделать метановый аналог РС-68, РД-0164.
А это значит что УИ у земли такого двигателя будет ниже чем у керосиновых движков.


RS-68 - ЖРД открытой схемы, а РД0164 - замкнутой, т.е. ни разу не аналог.
Основной эффект в совершенство носителя вносит пустотный УИ, соответственно, тот факт, что приземный УИ чуть-чуть ниже, чем у РД-191 никакого значения практически не имеет.
Важен УИ именно у Земли. Так как у Земли самые большие гравитационные и аэродинамические потери. Если иметь низкий УИ у земли, то ракета должна иметь большую массу. Представь ракету с УИ у земли как у твёрдотопливных ускорителей и с метановой плотностью топлива? Незавидное зрелище.
Цитата:
РД0164 - замкнутой
с УИ в 299 с у метана? Не верю(с)

Советский инженер писал(а):
Ботан писал(а):
И это при большем объёме баков, чем у керосиновых ракет.
И что останется в итоге, якобы надёжность при сниженом ПН - это плохое утешение, так как РД-180 надёжен.

В итоге - более высокая надежности при, как минимум, не худшей массовой отдаче.

То есть такие затраты на создание новой ракеты, нового двигателя, только для повышения надёжности.
С таким настроем РД-0164 они не сделают, потому что он такой не нужен.

_________________
Советский инженер писал:
камера ЖРД с более низким давлением в КС и с одинаковой геометрией камеры будет всегда выдавать меньше тяги.


Сб окт 18, 2014 11:07 pm
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Пн апр 11, 2011 8:46 pm
Сообщений: 148380
Откуда: Томск
Сообщение Re: Семейство ракет "Ангара"
Советский инженер писал(а):
НеПрохожий писал(а):
Советский инженер писал(а):

- небольшие проливы метана в незамкнутых объемах неопасны, поскольку: а) метан быстро улетучивается; б) концентрационные пределы распространения пламени для метана - от 5 до 15 объемных%, а для керосина - от 1,4 до 7,4%

ВОТ С ЭТОГО МЕСТА ДИМА ПОПОДРОБНЕЕ: "ПРОЛИВ(!!!) МЕТАНА". ТЫ УЖ ОПРЕДЕЛИСЬ ДИМКА, МЕТАН ПРОЛИВАЕТСЯ...ИЛИ УЛЕТУЧИВАЕТСЯ??? НУ ЕСТЕСТВЕННО ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ НА КОСМОДРОМЕ ОТ МИНУС 30 ДО ПЛЮС 30 ПО ЦЕЛЬСИЮ И ОБЫЧНОМ АТМОСФЕРНОМ ДАВЛЕНИИ....ПСАХИ ТЫ ТОЛЬЯТТИНСКАЯ
ДА И ПРОЦЕНТЫ...ОТ ЧЕГО ЭТО ТЫ ТАК ЗДОРОВО ПОСЧИТАЛ? :D
ДА ВОТ ЕЩЕ, ЧТО ОЗНАЧАЕТ У ТЕБЯ "НЕЗАМКНУТЫЕ ОБЪЕМЫ"... У ПСАХИ И У ВОРОНЦОВА ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ЧТО УГОДНО :lol:


, поэтому тебе разжевываю подробнее. Жидкий метан (СПГ) - это криогенная жидкость. При проливе очень быстро испаряется, а поскольку плотность газообразного метана меньше плотности воздуха, то он "улетучивается".

НЕТ ДИМКА ЭТО ТЫ ***! ЭТО ТЫ ПИШЕШЬ ЧТО МЕТАН ПРОЛИВАЕТСЯ ...И БЫСТРО УЛЕТУЧИВАЕТСЯ! ...ТАК ТЫ *** И ОПРЕДЕЛИСЬ , ВЫБЕРИ ЧТО ТО ОДНО :D
ДА И НАСЧЕТ ПРОЦЕНТОВ...ОТКУДА ТАКИЕ ЦИФЕРКИ??? И ЧТО ЖЕ У ТЕБЯ ПСАХИ ТЫ ТОЛЬЯТТИНСКАЯ ОЗНАЧАЕТ: " НЕЗАМКНУТЫЕ ОБЬЕМЫ" Я ТЕБЕ ТУПОЙ ПОДСКАЗКУ ДАЮ ЖИДКИЕ ГАЗЫ НЕ ПРОЛИВАЮТСЯ...В НЕЗАМКНУТЫХ ОБЬЕМАХ ...ОНИ БЛИН ПОЧТИ СРАЗУ ...ИСПАРЯЮТСЯ...УЛЕТУЧИВАЮТСЯ ПО ТВОЕЙ ТЕРМИНОЛОГИИ :lol:
И МНЕ ДИМКА ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ ОТ ТЕБЯ ТОЛЬЯТИНСКОЙ ПСАХИ, КАК ЖИДКИЕ ГАЗЫ ПРИ Н.У. ХРАНЯТСЯ...В НЕЗАМКНУТЫХ ОБЬЕМАХ???

_________________
Большой Космический Обман США ЖЖ: http://neprohogi.livejournal.com/


Сб окт 18, 2014 11:18 pm
Профиль WWW
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Ответить на тему   [ Сообщений: 644 ]  На страницу Пред.  1 ... 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 ... 43  След.

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 37


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by STSoftware for PTF.
Русская поддержка phpBB